В процессе работы с учениками возникает множество вопросов, трудностей, претензий и других обоюдоострых аспектов, мимо которых невозможно пройти. На эту тему написано много научных трудов и методических пособий. Я бы хотел, по возможности, простым языком изложить некоторые моменты взаимодействия «ученик-учитель» и акцентировать внимание на самоподготовке, т. е. выполнении домашних заданий.
Конечно, здесь нужно учитывать возраст и индивидуальные особенности учащегося. Итак, один из часто задаваемых вопросов — со скольки лет можно заниматься на гитаре? Надо сразу сказать, что гитара — это инструмент, относящийся к разряду «трудных». Трудность эта заключается в дискомфорте прижатия пальцем струны к грифу. В младшем возрасте ученик может быть озадачен тем, что добиться звука, значит претерпеть некоторую боль. Для сравнения — при нажатии на клавишу фортепиано или синтезатора звук воспроизводится без особых усилий. Поэтому малышу в возрасте пяти лет, который решился при поддержке родителей на этот «подвиг», нужен инструмент 1/2, т. е. на порядок меньше обычного и, желательно, с нейлоновыми струнами. в этом возрасте (5-8 лет) требовать каких-то результатов бесполезно, поэтому мало кто из преподавателей берётся обучать малышей. Здесь нужно особое терпение и знание детской психологии. Само занятие и выполнение домашнего задания должны проходить в игровой форме, т. е. родители вместе с ребёнком практически обучаются игре на гитаре. Без их участия, результата не будет. Задача педагога — заинтересовать и вызвать желание заниматься. Если маленький гитарист «загорится», то сделает, если -нет, то бесполезно настаивать. В процессе занятий осторожно выравнивается баланс подачи теоретического материала и «живой» игры. Иногда, чтобы не перегрузить теорией, откладываем нотную тетрадь в сторону и занимаемся, например, подбором на слух знакомых мелодий. Большое значение имеет мотивация, например- «эту песенку ты подаришь маме на день рождения» и т. д.
Следующая возрастная группа-это ученики начальной школы. В этом возрасте уже сформировано произвольное внимание, основной вид деятельности уже не игра, а учёба. В музыкальной школе уже требуют определённых результатов, знаний, умений и навыков, которые прописаны в методических пособиях. А попросту говоря, у обучаемого наступают «трудовые будни». Приходится не только заинтересовывать и убеждать, но и требовать. То есть работают старые «дедовские» приёмы «кнута и пряника».Но прежде, чем требовать, ребёнку нужно объяснить, как заниматься дома. Если родители- музыканты, то это, несомненно, облегчает задачу. А если -нет, то преподавателю необходимо подробно, «пошагово» разъяснить как то или иное упражнение или произведение шлифовать. Объяснить чуть ли не на уровне физиологических ощущений. Лишний раз напомнить, что эту гамму или пассаж нужно играть столько-то раз, и качество звука должно быть таким-то, при этом ученик не должен одновременно заглядывать в планшет или сотовый телефон. Если при хорошей концентрации внимания прозаниматься минут 20, это лучше, чем час кое как. Очень важно, чтобы гитара была настроена. При общей занятости ребёнка (школа, кружки, секции и т. д.)не всегда есть возможность носить свой инструмент на урок. Значит есть вероятность, что гитара дома попросту не строит. А чтобы ученик мог самостоятельно настраивать, нужен определённый навык. Если настраивать по электронному тюнеру, где точность настройки определяется на дисплее (либо указатель стрелки, либо красный или зелёный цвета), это несколько облегчает задачу. При наличии разных гаджетов можно скачать с интернета виртуальный тюнер. После небольшой тренировки ученик сможет самостоятельно справиться с задачей. Гораздо труднее, но в то же время полезнее, если обучаемый научится настраивать на слух по определённой схеме, зажимая на нужных ладах нужные струны, приводя в «унисонное» звучание с другими «открытыми» струнами. Этот способ описывается во многих пособиях и инструкциях. Но это описание ничего не даст, если не практиковаться. Тот самый «унисон», когда две струны звучат одинаково, не всегда понятен ребёнку. Нужно, чтобы он его научился слышать. Поэтому какое-то время на каждом занятии нужно обучать настройке инстремента.
Итак, наш ребёнок растёт, развивается, расширяет свой кругозор и, подойдя к подростковому возрасту, уже имеет определённые виды на репертуар. У него уже сформировался вкус, собственное мнение, предпочтения к определённым стилям в музыке и т. д. На данном этапе со стороны преподавателя метод «кнута» далеко не всегда результативен, а «пряником» не всегда удаётся заманить. Остаётся вдохновлять и убеждать. Думаю, что лучшее убеждение — это личный пример. Если сам играешь и тебя видят и слышат, то слова — это лишь теоретическое дополнение.
Взрослые ученики, в основном, ориентируются на исполнительское искусство и репертуар самого учителя и теория их мало интересует, некоторые не хотят учить нотную грамоту. Это тоже не проблема. Есть методы, хотя и очень примитивные, которые позволяют освоить несложный материал. Буквально на пальцах, подробно объясняя каждый шаг, движение, ритмический рисунок, педагог ведёт ученика к освоению интересного для него репертуара. И люди остаются довольны пусть и небольшим, но собственным творческим ростом.
Всё, что я изложил в этой статье, опирается на мой опыт преподавания. Главное к каждому ученику найти индивидуальный подход.
Оставить комментарий